НЕ ЗНАЯ ИСТОРИИ СВОЕГО НАРОДА, НЕВОЗМОЖНО ПОСТРОИТЬ БУДУЩЕЕ

Как отметил Основатель мира и национального единства – Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон: «Невозможно построить будущее, не зная историю своего народа. История человечества свидетельствует о том, что таджикский народ из древне известен как народ творческий и миролюбивый и продолжает эту добрую и древнюю традицию».

История утверждает о том, что Ворух никогда не был анклавом, и вся территория вокруг него была в составе Таджикской ССР. Этому свидетельствуют историко географические документы:

  1. Первый документ, граница между Исфаринским районом и Баткенским районом, в то время Кара-кыргызской автономной областью в составе Российской Федерации была определена постановлением ЦК Коммунистической партии большевиков в 1924 году. И тогда Ворух не был анклавом, существовала прямая открытая территория, дорога, соединяющая Ворух с остальной территорией Исфаринского района.
  2. Второй документ – это Постановление заседания Президиума ЦИК СССР от 04.05.1927 года. Данное Постановление было принято к сведению Постановлением Президиума ЦИК Узбекской ССР от 23.05.1927 года №15/4 и Постановлением Президиума ЦИК Киргизской АССР от 07.06.1927 года №27. И тогда ясно было определено, что Ворух не является анклавом и полноценно входит в состав Исфаринского района.
  3. Третий правовой документ, определяющий границу между Исфаринским районом и Баткенским районом, был принят Совнаркомом СССР в 1947 году при уточнении разночтений в определении линии прохождения межреспубликанской границы между Узбекистаном и Кыргызстаном. По утвержденной этим документом карте также, на который ссылается карта ГУК – Главного управления картографии Советского Союза, также Ворух не был анклавом и вся территория вокруг Воруха, которую сейчас занимают наши соседи, была в составе Таджикской ССР.

Многие кыргызские современные населенные пункты еще в середине 50-х годов либо не существовали или просто не были обозначены на картах, поскольку там проживали в основном чабаны и егеря, которые получали заработную плату в таджикских колхозах и совхозах, а их дети учились в таджикских школах на тех же правах, что и таджики. Однако со строительством 35 километрового Торткульского канала с территории таджикского села Ходжаи Аъло до окрестностей города Баткена все круто изменилось.

В массовом порядке появившиеся новые или расширившиеся кыргызские населенные пункты стали прибывать строители, живущие глубоко в горах и ведшие кочевой образ жизни животноводы. Например, называющиеся сегодня кыргызские аулы Уч-Добо, Джаккаурук имели название Говсор (Говсавор), Ортабуз и Какташ (Шахча).

Поселка Аксай вдоль автодороги Ворух – Исфара вообще не существовало. Аксаем называли небольшой аул на правобережье реки Исфаринка, где проживала порядка 15-20 кыргызских семей. И автодорога, ведущая в Ворух, проходила вдоль речки Исфаринка и вся территория по двум берегам принадлежала Таджикистану.

Кыргызстан из-за своего географического расположения всегда пользовался дорогами и другой инфраструктурой Исфаринского района, чтобы соединиться с остальной частью Баткенской области. Кыргызская сторона попросила Таджикистан дать разрешение на создание коридора, соединяющего Баткенский район с селом Самаркандык и далее с Лейлекским районом.

Зная об этом, киргизы под разными предлогами спровоцируют конфликты между населением проживающийе близ границы. Данные действия со стороны Кыргызстана, как видно, являются прямой угрозой соблюдению принципа международного права о нерушимости государственных границ.

Каюмов Ф.Г. — к.э.н., дотцент кафедры Экономики предприятия и региона ТГУ ПБП

You might also like