Приобретенные Киргизией у Турции боевые дроны против кого будут применены?

Из материала усматривается: Председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев заявил, что Кыргызстан приобрел у Турции боевые дроны Bayraktar. Об этом сообщают несколько турецких СМИ со ссылкой на выступление главы ГКНБ во время церемонии передачи боевой техники пограничной службе. Однако отметим, что пресс-служба ГКНБ или администрации президента об этом официально не сообщала. В материале также отмечается, что Президент Киргизии передал новую боевую технику погранслужбе. Ее приобрели на деньги из госбюджета. Портал Haberler, приводя слова Камчыбека Ташиева, пишет, что раньше Кыргызстан получал военную технику лишь в качестве помощи, но теперь может сам приобрести необходимое. «На этот раз мы закупили военную технику за счет бюджетных средств. Сегодня у государства появилась такая возможность. Всего на 40 бронетранспортеров было потрачено 300 млн сомов», — заявил Ташиев. По мнению турецких СМИ, речь идет об  боевых дронах указанных в видеоматериале. Другой турецкий портал добавил, что бронетранспортеры были приобретены в ОАЭ. Этот портал также более подробно приводит слова Ташиева о боевых дронах. «Сейчас в Турции для нас собирают боевые дроны Bayraktar. В настоящее время поставка осуществляется лишь в пять стран мира, Кыргызстан в их числе. Эти боевые дроны в скором времени доставят в нашу страну», — заявил Ташиев. Он также добавил, что люди, которые будут управлять боевыми дронами, сейчас проходят обучение в Турции. Помимо этого, по словам Ташиева, Кыргызстан закупил российские дроны «Орлан-10», предназначенные для наблюдения. Под конец своего выступления он добавил, что также ожидаются поставки снайперских винтовок из-за границы. Точное количество боевых дронов и дронов для наблюдения, которые намерены поставить в Кыргызстан, пока неизвестно. Также неизвестно, сколько денег было потрачено на закупку такой спецтехники. Согласно данным за 2019 год, когда Украина приобрела боевые дроны у Турции, их стоимость составляла $69 млн за минимальную стандартную поставку, в составе которой шесть дронов, три станции управления и вспомогательного оборудования. Цена за два года могла измениться».

Киргизия суверенная государство в связи с этим, на наш взгляд, имеет право на закупку любого оружия. Но в связи с этим почему мы -жители Республики Таджикистан должны беспокоится? Наше озабоченность и беспокойство имеет доказанную историей фактах (именно фактах и ничего лишнего и здесь речь не может быть о разжигании автором межнациональной розни между таджиками, киргизами и представителями других этических групп). Во- первых, многолетнее беспочвенные конфликты на приграничных районах и самый кровавых из них вооруженный конфликт (29 апреля 2021г.), который  начали именно киргизы. Во-вторых,  журналист, профессор Киргизстана Кыяс Молдокасымов в средствах массосой информации заявлял (весной 2021г.), что четверт земли Таджикистана, в том числе Худжанд принадлежит Киргизстану. Не это ли искажение исторической правды? А правда вот в чем: в начале 1-го тыс. н. э. территория современной Киргизии входила в Тюркский каганат, а киргизы жили в верховьях Енисея. В 1207 г. их земли были отданы во владения сыну Чингизхана Джочи, и они были вынуждены переселиться в районы Тянь-Шаня. В период 1825 и 1830 г.г. тянь-шанские владения киргизов находились под властью кокандского хана Мухаммеда Али, который основал здесь город Пишкек (ныне Бишкек). В 1835 г. два киргизских племени – сарыбагыш и бага- развязали гражданскую войну, в которую поочередно вмешивалось Кокандское ханство и Российская империя. В 1855 г. племя бага приняло российское подданство, а к 1870г. уже вся Киргизия входила в состав Российской империи. В 1924 г. была создана Кара-Киргизская автономная область, которая в 1925г преобразовалась в Киргизскую автономную, а в 1936г.- союзную республику. В 1991 г. после распада СССР Киргизия стала независимым государством. Господину профессору Кыясу  Молдокасымову необходимо напомнить, что Худжанд и ряд другие таджикские города существовали еще во времена Александра Македонского, а войска Чингизхана в Худжанде встречали отчаянные сопротивления во главе Правителя Хокима Худжанда, выдающийся полководца, ГЕРОЯ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА ТЕМУРМАЛИКА. В-третьих, Кыргизстан член ОДКБ и имеет ряд союзнических обязательств перед другими членами данной военно-политической организации и закупка боевых дронов у Турции, который является членом НАТО тем самим, на наш взгляд, нарушает норм политической этики и вызивает недоверие других партнеров по клубу. В-четертых, в военной доктрине Кыргызской Республики  (Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 15 июля 2013 года УП N 165)  в том числе отмечается, что “Имеется вероятность возникновения пограничных инцидентов и военных акций на государственной границе и в приграничных районах на основе существующих нерешенных проблем. Существуют накопившиеся на протяжении многих лет противоречия и проблемы в сфере межэтнических отношений.

  1. Основные военные опасности и военные угрозы.

Основные внешние военные опасности:

— распространение международного терроризма;

— вмешательство во внутригосударственные дела Кыргызской Республики и ее союзников;

— нарушение отдельными государствами международных договоренностей, Устава ООН и других норм международного права;

— возникновение очагов межнациональной и (или) межконфессиональной напряженности;

— незавершенность делимитации и демаркации государственной границы;

— попытки использования деструктивными силами экономических и социальных проблем анклавов на территории Кыргызской Республики;

— нерешенность водно-энергетических проблем и возможность их использования деструктивными силами в целях дестабилизации внутриполитической ситуации;

— распространение оружия массового поражения и вероятность его применения международными террористическими организациями.

Основные внутренние военные опасности:

— попытки подрыва суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики;

— наличие межэтнических противоречий;

— нарушение межнационального и (или) межконфессионального единства.

 

  1. Основные военные угрозы:

— вероятность проникновения на территорию Кыргызской Республики вооруженных групп международных террористических организаций;

— деятельность террористических, религиозно-экстремистских организаций, деструктивных сил сепаратизма и экстремизма, способных спровоцировать инциденты и конфликты на государственной границе и приграничных районах Кыргызской Республики с возможным перерастанием их в вооруженные столкновения.

В указанный период усилилась взаимосвязь внешних и внутренних военных опасностей и угроз, поэтому их воздействие будет комплексным и носить взаимодополняющий характер; Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой, и в сфере обеспечения военной безопасности основывается на соблюдении принципов мирного урегулирования международных споров, невмешательства во внутренние дела и иных общепризнанных принципов и норм международного права.

  1. Кыргызская Республика в целях обеспечения собственной военной безопасности и укрепления международного мира и стабильности сотрудничает на двусторонней и многосторонней основе:

— со всеми государствами, политика которых не наносит ущерба национальным интересам Кыргызской Республики и не противоречит Уставу Организации Объединенных Наций;

— с государствами-участниками СНГ, Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества в рамках подписанных ими и вступивших в силу международных соглашений.

При этом она придает приоритет политико-дипломатическим и другим невоенным действиям по предотвращению и устранению угроз военной безопасности.

В случае вооруженного нападения на нее имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону».

Таджикистан никогда первым не нападает ни на Кыргизию ни на другие государств, это закреплено в Военной доктрине Республики Таджикистан и   реализован в практической политике в отличие от Кыргызской Республики (событии апрель 2021г.). В-пятых, национальная территория Киргизии согласно официальным данным простирается примерно на 900 км. с востока на запад и 410 км. с севера на юг. Киргизия граничит на востоке и юго-востоке с Китаем, на севере с Казахстаном, на западе с Узбекистаном и на юге с Таджикистаном. Границы с Узбекистаном и Таджикистаном в Ферганской долине достаточно труднопроходимые. Из этого следует, что угроз со стороны Китая, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана для Киргизии нет (все эти государства члены ШОС, Казахстан и Таджикистан члены ОДКБ как и впрочем Киргизия). А есть реальная угроза для всех Центрально азиатских государств: это Афганистан. В связи с этим если есть голова на плечах у руководителей Киргизии то в порядке укрепления ОДКБ на границе Таджикистан с Афганистаном пускай бесплатно передают все боевые дроны Bayraktar, российский «Орлан» для дальнейшей боевой укреплении границы с Афганистаном, так как талибан, Ансорруллох, ИГИЛ и т.п. на самом деле представляют угрозу безопасности всему миру.

    А территориальные и иные споры надо решать дипломатическими средствами, как это вытекает из военной доктрины стран –члены ОДКБ. Таджикистан во ГЛАВЕ Основателя мира и национального единства — Лидера нации, Президента Республики Таджикистан, уважаемого ЭМОМАЛИ РАХМОНА уверенно выполнял и продолжает выполнять взятые на себя международно-правовые и политические обязательство, в том числе в решении вопросах делимитации и демаркации государственной границы политико-дипломатическими средствами, т.е. мирным путем.

 

Пулатов К. И.-старший преподаватель кафедры уголовного права, криминалистики и предупреждение коррупции юридического факультета  ТГУ ПБПТ

You might also like