Таджикистан — светское государство, где недопустимо нарушения свободы вероисповедания
Начало 90-х годов XX века была для Таджикистана временем больших исторических испытаний. Таджикистанцам предстоял исторический выбор между светским и исламским путями общественного развития. Выбор был сделан в пользу светского пути развития. Социальный конфликт, выросший из противоречия между светским и исламскими началами, завершился их компромиссом, а не преодолением того или другого. Итогом гражданской войны явилось «Общее Соглашение об установлении мира и общественного согласия в Таджикистане» от 27 июня 1997г. Исход межтаджикского конфликта не был случайным. Дело касалось ислама, как одного из важнейших компонентов культурных традиций таджиков. Этот конфликт доказал, что религиозные традиции очень живучи в сознании масс, и с ними надо считаться, особенно в переходный период: — время синтеза традиционности и современности и выбора пути развития.
С провозглашением независимости Таджикистана произошла деидеологизация не только политической, но и частной жизни, что способствует ныне приобщению людей к общечеловеческим ценностям и мировому опыту. Но растущая угроза терроризма и экстремизма, к сожалению, пока что вынуждает современные государства корректировать свою политику, а иногда даже диктует свои условия. И с этим надо считаться.
Следует заметить, что понятие «свобода вероисповедания», «религиозные традиции» как части духовной культуры таджиков должно трактоваться в сугубо позитивном аспекте. Речь должна идти не об экстремизме под занавесом исламской, а о накопленных исламских ценностях, которые могут быть использованы в комплексе с иными культурными традициями. Этим и отличается абсолютизация национального опыта от нынешнего дифференцированного, а порою настороженного отношения к исламскому фактору и различным его составляющим. С учетом своеобразия государственно-конфессиональных отношений в Таджикистане формируется собственная государственно-конфессиональная модель свободы вероисповедания. В этом плане представляет интерес вопрос о праве индивидов на свободу религиозного исповедания, которая, как и иные права и свободы является критерием правового качества законов Таджикистана, деятельности государственных органов. Конституция Республики Таджикистан закрепляет за индивидом право самостоятельно определить свое отношение к религии, отдельно или вместе с другими исповедовать ту или иную религию, участвовать в отправлении религиозных обрядов и т.д.
Поэтому заявление политиков, социологов, в том числе представителей СМИ, о предположениях “серьезных нарушениях религиозной свободы” в Таджикистане, или «участие или терпимость к систематическим, продолжающимся, вопиющим нарушениям свободы вероисповедания” является пустыми, выдуманными и необоснованными, не соответствуют действительности по отношению к нынешним условиям развития социально-политических процессов Таджикистана.
Также не следует огульно отрицать те или иные ценности и компонентов Ислама, путем их интерпретации, противопоставления иным социальным традициям и ценностям, или противопоставляя восприятию ценностей западной цивилизации, и таким образом, создавая атмосферу межэтнического или межрелигиозного недоверия и ненависти, так же как и их чрезмерную абсолютизацию в ущерб современности. Надо учитывать тот факт, что большинство населения Таджикистана – мусульмане, а ислам является частью нашего сознания. И недопустимо пренебрегать этим, равно как нельзя манипулировать сознанием масс со стороны отдельных групп в угоду своих амбиции.
Рахматуллоев А.Э. – профессор кафедры судебного
права и прокурорского надзора ТГУПБП