Позиции Республики Таджикистан в пограничном споре с Кыргызской Республикой

Между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой дипломатические отношения были установлены 14 января 1993 года. Эти отношения между Таджикистаном и Кыргызстаном основаны на  многолетних узах дружбы и добрососедства. Осуществляются политические контакты на высшем и высоком уровнях. Уважаемые Президенты двух стран неоднократно обменивались официальными и рабочими визитами. Развивается политический диалог, для интенсификации которого у стран имеются необходимые механизмы — Межгосударственный Координационный Совет, Межправительственная комиссия по комплексному рассмотрению вопросов двустороннего сотрудничества, Межправительственная комиссия по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской Государственной границы и Совет министров иностранных дел.

Регулярно проводятся консультации между руководством и структурными подразделениями внешнеполитических ведомств. Стороны подписали Программу межмидовского сотрудничества на 2021-2022 годы. Договорно-правовая база двусторонних таджикско-кыргызских отношений состоит из более 100 документов.

Основополагающими документами, регулирующими главные направления сотрудничества, и в которых определены основные принципы двусторонних отношений Республики Таджикистан и Кыргызской Республики, являются подписанные в городе Душанбе Договор об основных межгосударственных отношениях между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой от 12 июля 1996 года и Договор между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой о добрососедских и партнерских отношениях от 26 мая 2004 года.

Страны традиционно тесно взаимодействуют на площадках ООН, СНГ, ШОС, ОДКБ, ОБСЕ и СВМДА, активно используют практику взаимной поддержки международных инициатив. В 2018 году Кыргызстан среди 190 государств-членов ООН поддержал инициированную Таджикистаном резолюцию ООН под названием «Среднесрочный всеобъемлющий обзор хода проведения Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития», 2018–2028 годы». Республика Таджикистан поддержала проект резолюции кыргызской стороны «Природа не знает границ: трансграничное сотрудничество–ключевой фактор в сохранении и устойчивом использовании биоразнообразия», принятый в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Следует отметить, что по приглашению Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон 28-29 июня 2021 года состоялся официальный визит Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова в Республику Таджикистан, в ходе которого были приняты ряд двусторонних документов. Таджикистан исходит из того, что принципы таджикско-кыргызской дружбы и добрососедства, на основе которых народы двух стран издревле жили и созидали, будут и далее способствовать поступательному развитию всего комплекса двусторонних отношений.

А теперь стали постоянными таджикско-кыргызские пограничные конфликты. И каждый задаётся вопросам кто на самом деле агрессор? Прочитав комментарии Абдулло Рахнамо, эксперта по международным вопросам о сущности и правовых основах позиции Таджикистана в пограничном споре с Кыргызстаном,  каждому  таджикистанцу хочется выразить своё мнение по данному вопросу.

Уже почти 100 лет продолжается пограничный спор между Таджикистаном и Кыргызстаном, который в последние годы приобрёл сложный и напряжённый характер. Изучив позиции и заявления сторон, оценку политических и информационных процессов, сопровождающих проблему, указывают, что этот вопрос находится не только на стадии урегулирования, но и в процессе сложной напряжённости. Присоединение государств и международных организаций к посредничеству в разрешении конфликта ещё больше повысили возможность его превращения из локального вопроса в региональный и международный спор.

Опыт разрешения межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве показывает, что в большинстве случаев появление восточных и западных «посредников» приводит к более масштабному и продолжительному распространению подобных кризисов. Хотя Таджикистан на всех уровнях и этапах заявляет о своей приверженности мирному решению проблемы, перспективы текущего процесса свидетельствуют, что сейчас наше государство и общество должны быть готовы к более сложным ситуациям. С такими прогнозами и перспективами, наряду с серьёзной политической, военной и информационной подготовкой, одной из важнейших потребностей является осознание различными слоями общества сущности вопроса, реальности позиции и интересов Республики Таджикистан.

Регулярные контакты с представителями населения показывают, что большинство граждан обладают высоким чувством патриотизма и готовы отстаивать рубежи своей страны, но не имеют достоверной информации о сути разногласий, причинах возникновения конфликтной ситуации относительно межгосударственных границ и деталей  позиции Республики Таджикистан по данному вопросу. В связи с этим  с целью содействия повышению осведомлённости общества в этом направлении, представляется достоверный анализ исторических и правовых основ, имеющихся  противоречий, аргументации, фактов, документов и карт, предоставленных таджикской стороной для обоснования своей позиции. Но главная цель данной статьи, основанной на исторических документах, состоит в том, чтобы сформировать полное представление о сути позиции таджикской стороны по актуальному вопросу.

Суть пограничных конфликтов между двумя соседними государствами заключается в том, что, согласно официальным документам, определяющим границы, сегодня в распоряжении Кыргызской Республики находится 211 000 гектаров земельных участков законной территории Республики Таджикистан. Такие данные прозвучали 23 сентября 2022 года в заявлении министра иностранных дел Республики Таджикистан на Генеральной Ассамблее ООН.

Согласно официальным данным, эти земли упоминаются как «спорные участки», занимают 84 000 га земель территории Бободжон Гафуровского района (в основном в джамоате Хистеварз (Кистакуз), 66 000 га — в районе Кухистони Мастчох (лесная зона Андарак), 61 000 га — на территории Исфары (в джамоатах Сурх, Лаккон, Чилгази, Шахрак, Чоркух и Ворух). А также, некоторые другие небольшие участки в Джаббор Расуловском  и Спитаменском районах. Для точного представления масштабов и географической широты 211 000 гектаров, или 2 110 квадратных километров земель автор отметил, что это примерно равно общей площади городов Исфара, Канибадам, Худжанд или нескольким территориям города Душанбе с его новыми административными единицами.  То есть, речь идёт о такой огромной территории! Если сравнивать с другими государствами, то захваченные  земли равны площади  Люксембурга, почти вдвое больше территорий Сингапура или Бахрейна. Эти земли, являющиеся законной территорией Таджикистана, освоены Кыргызстаном за последние 90 лет различными способами, и в настоящее время активно используются.

Что данные участки входили в состав территории Таджикистана, было известно и в советское время. В связи с этим, здесь периодически возникали административные и бытовые споры. Но так как до 1991 года обе республики входили в состав Советского Союза, внутренние границы не считались межгосударственными, а правовой спор об их пересмотре не был актуален. С обретением государственной независимости полностью изменился правовой и политический статус линии границ, возникла необходимость окончательного юридического оформления рубежей между двумя независимыми государствами. Поэтому Таджикистан конкретизировал свои государственные границы на основе официальных документов, определяющих пограничный раздел между государствами, и требует от Кыргызстана вернуть собственные земли. На сегодняшний день между республиками проведено более 200 встреч и переговоров различного уровня по данному вопросу, подготовлено проектное описание прохождения линии таджикско-кыргызской госграницы общей протяжённостью 606,79 км, что составляет около 62%. Однако, кыргызская сторона воздерживается от подписания и оформления достигнутых соглашений.

На оставшейся части (39%) линии границы сохраняется сложная и неопределённая ситуация. В этих районах регулярно возникают инциденты между жителями по бытовым вопросам, за использование питьевой и поливной воды, жилищных участков и сельскохозяйственных угодий, пастбищ, дорог, мостов, переходов, линий электропередач, природных ресурсов и кладбищ, иногда доходя до кровопролития. Несоблюдение двусторонних соглашений о статусе и использовании конкретных приграничных участков и объектов, подписанных в последние годы, осложняет ситуацию, делая её более  нестабильной. Недавним примером является выход в 2021 году Кыргызстана из договора об аренде земли от 2009 года, что фактически подрывает взаимное доверие.

20 октября 2022 года был принят новый закон, который предусматривает всеобщее вооружение жителей этих нелегальных посёлков. Подобные ситуации вместо того, чтобы способствовать решению проблем, повышают вероятность перерастания рядовых инцидентов в очередной масштабный вооружённый конфликт. Это и есть основная суть пограничного спора между двумя соседними государствами.

Один из противоречивых моментов, возникших в пограничной проблеме между Таджикистаном и Кыргызстаном — это дискуссия о документах. Значимость этого вопроса заключается в том, что именно документы позволяют конкретизировать направленность переговоров, определить сторонам обоснованность и принципиальность своей позиции. Именно документы позволяют выявить историческую правду, прийти к соглашению и конкретным выводам. То есть, вести продуктивные переговоры и восстановить справедливость без «подтверждающего документа» невозможно. Однако текущий процесс показывает, что у сторон есть существенные разногласия по вопросу использования  документов.

Согласно позиции Таджикистана, имеющему достаточную историческую и документально-правовую основу, «документом, определяющим государственную границу между двумя странами», является только тот, который прошёл все процедуры официального утверждения на межгосударственном уровне в вопросе установления границ. То есть, акты, составленные в разные годы отдельными лицами, сообществами, хозяйствами, городами, районами, комиссиями и т.п. о временном или постоянном использовании земель, не прошедшие процедуры государственного и межгосударственного утверждения, не могут быть признаны и служить «документом, определяющим государственную границу».

Официальные документы, принятые в одностороннем порядке, но  не прошедшие необходимые процедуры обоими  государствами, не могут служить основой для определения межгосударственных границ. Это — юридически обоснованная, принципиальная и рациональная позиция таджикской стороны.

Практическая необходимость настойчивости Таджикистана основана на том, что большая часть «спорных земель», находящихся в пользовании Кыргызстана (те же  211 000 га), в течение последних 90 лет была передана в аренду посредством таких актов, как взаимодействие рядовых граждан или местных должностных лиц, обмен земельными ресурсами между колхозами и совхозами, устные договорённости руководителей джамоатов, районов и областей, решение отраслевых министерств и ведомств, купля-продажи земли, протоколы совместных комиссий, официальная межведомственная или межгосударственная аренда и другие. То есть, эти земли закреплялись за кыргызами на разных уровнях неуполномоченными физическими и юридическими лицами. Одним из «аргументов» кыргызской стороны в этом споре являются некоторые административные и местные акты об использовании части земель. Но преимущество позиции Таджикистана в том, что ни один из этих документов, которые были подписаны между физическими лицами, фермерскими хозяйствами, районами и управлениями по землепользованию, не прошёл, как в советский период, так и после обретения государственной независимости, необходимых юридических процедур. То есть, не признан официальным документом, определяющим государственную границу между Таджикистаном и Кыргызстаном. Поэтому, хотя такие материалы основаны на актах по землеустройству, временному пользованию участками, но ни один из них не имеет юридической силы межгосударственного документа. Следовательно, не может быть использован в качестве основания для изменения и определения границ. В этом — суть позиции Таджикистана по вопросу «подтверждающих документов».

С учётом дружбы двух народов и того факта, что они проживали в составе единого СССР, в ходе работы этих комиссий некоторые законные земли Таджикистана были переданы Кыргызстану в аренду, во временное пользование. Однако решающим моментом является то, что после 1932 г. и до распада Советского Союза ни один документ, определяющий государственную границу, не был утверждён в установленном порядке. Поэтому, все материалы, используемые Кыргызстаном в качестве документов, определяющих государственную границу,  не имеют никакой юридической силы.

Также из различных таджикских и киргизских источников средств массовой информации становится ясно, что с 2021 года комиссией вновь, во второй раз, для определения границы двух стран были использованы именно «документы 1924-1927 годов и 1989 года», согласно которым определено более 80 км общей границы. Из этого логически следует, что обе стороны могут договориться и завершить определение границы, с учётом требований вышеназванных документов. Поскольку других альтернативных вариантов юридического решения вопроса не существует.

По словам автора статьи  в настоящее время не существует  компетентной команды в соседней стране, с которой можно было бы конструктивно решать насущные вопросы. Сложившаяся ситуация и нынешнее состояние границ стали заложниками часто меняющейся политической среды и внутренних конфликтов в соседней республике. В таком случае, принятие конкретного решения и гарантия его выполнения со стороны соседней страны весьма сомнительны, а зачастую  невозможны. Целью  статьи было популярное разъяснение позиции Республики Таджикистан в пограничном споре с Кыргызской Республикой, формирование ясного представления о ситуации у различных слоёв населения, в заключении позиция Таджикистана представлена в виде обобщённых пунктов, которые необходимо понять каждому из нас.

211 000 га земли, которые Кыргызстан называет спорными, являются законной территорией Республики Таджикистан. В этом конфликте Таджикистан выступает собственником земли и защитником своих законных прав. Но кыргызская сторона в этом споре – страна, которая отказывается возвращать земли РТ. То есть,  Таджикистан является стороной, которая права, а Кыргызстан — должником. Роль и позиция сторон в этом конфликте должны быть чётко разъяснены, как внутри Таджикистана, так и за его пределами. Как видно, все официальные и исторические документы подтверждают, что 211 000 га принадлежат Таджикистану. Однако в то же время эти земли сейчас по разным причинам находятся под контролем Кыргызстана. Но историческая правда и юридическая справедливость полностью на стороне Таджикистана.

Принимая во внимание вышеуказанные моменты, в пограничном конфликте и переговорах, усилие и интерес таджикской стороны заключаются в возвращении своих исконных земель. Но в этом процессе усилие, цель и интерес Кыргызстана состоят в том, чтобы удержать эти земли Таджикистана под своим контролем и, наконец, получить официальный статус владельца. Иными словами, позиция Кыргызстана заключается в том, чтобы не возвращать и окончательно присвоить чужие земли. В пограничном споре таджикская сторона ни в коем случае не может быть признана страной-агрессором, поскольку Таджикистан не вторгается на законную территорию Кыргызстана, а всего лишь требует возвращения своих законных земель. Даже в случае их возврата силовым путём, ни с юридической, ни с исторической точки зрения Таджикистан не становится страной-агрессором, так как  одна страна не может «вторгнуться» на свою же территорию или «захватить» саму себя. Поэтому в этом споре позиция Таджикистана за возвращение или освобождение своей захваченной территории имеет справедливую основу. Но Кыргызстан, который не желает возвращать законные земли Таджикистану по всем правилам логики является страной-агрессором. Такое упрощённое объяснение сути пограничного конфликта между Таджикистаном и Кыргызстаном необходимо для того, чтобы, помимо специалистов, различные слои общества и каждый гражданин страны знал о нём достоверно, на основании надёжных документов и доказательств твёрдо верил в обоснованность принципиальной позиции своей страны. Пограничные конфликты все происходят на  территориях, конституционно принадлежащих Таджикистану. Возникает абсолютно логический вопрос, кто защищает свою Родину и свои земли? А кто является агрессором? Конечно же после такого подробного объяснения мы приходим к такому выводу, что страной агрессором является Кыргызстан. Надо мирно сосуществовать, а не искать повода к войне!

Мирное сосуществование предполагает признание различий и умение слушать, понимать, уважать и ценить других, а также способность жить в мире и единстве. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, провозглашающую 16 мая Международным днем мирного сосуществования, подчеркнув, что его проведение представляет собой способ регулярной мобилизации усилий международного сообщества на поощрение мира, терпимости, единения, взаимопонимания и солидарности, а также выражения его приверженности стремлению жить и действовать сообща, сохраняя единство без отказа от различий и многообразия, в целях достижения устойчивого мира, солидарности и гармонии во всем мире.

Того, кто незнаком с чужой культурой, традициями, национальными ценностями, кажущимися чуждыми и незначительными, можно сравнить с ребенком, мир которого замыкается в семейном кругу. Однако выход за этот круг неизбежен. Ребенок взрослеет и чувствует, что ему следует «искать взаимопонимание» с окружающим его обществом. За разными представлениями о мире, верными или ошибочными, стоит один и тот же поиск ответов на вечные вопросы о смысле жизни. Именно это объединяет человечество. Нельзя не согласиться, что  даже у народов с совершенно различной ментальностью можно отыскать точки соприкосновения, которые способны стать базовыми для дальнейшего взаимопонимания. Ярким подтверждением такого суждения может служить рассказ «На краю света» Н.С.Лескова. Повествование основано на реальных событиях миссионерской деятельности священника Нила в Сибири. Будучи молодым он отправился в этот далекий край, считая некрещеных тунгусов дикарями, которым чужды заповеди христиан о добре, о содействии ближним. Поначалу православный Нил даже с опаской относился к местному проводнику-язычнику, которому следовало сопровождать миссионера в пути через заснеженную степь. Однако во время бурана тунгус не бросил Нила на произвол судьбы и спас ему жизнь. Это обстоятельство помогло христианину лучше понять сибирский народ, нравственные ценности «дикарей», которые оказались сродни его собственным. Таким образом, стоит отметить, что основой взаимопонимания между людьми и народами является наше собственное стремление жить с соседями по планете в мире и согласии.

Дадобоева Р. С. — старший преподаватель кафедры русского языка Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики

 

You might also like