ОПЯТЬ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ НА ГРАНИЦЕ
Причиной вооруженного конфликта стала словесная перепалка между начальником кыргызского погранотряда в Кулунду и таджикскими пограничниками.
В результате была открыта стрельба. Сообщалось, что в ходе инцидента с кыргызской стороны пострадали шесть человек, также были ранены трое таджикских пограничников, двое из них получили тяжелые ранения. Один из раненых таджикистанцев впоследствии скончался.
Следует отметить, что некоторые пытались спровоцировать и разрушить отношения между этими двумя неразлучными и соседними народами. Конечно, они враги Таджикистана и Кыргызстана.
Из источников видно, что исторические судьбы таджикского и кыргызского народов на протяжении веков были тесно переплетены и граничат. У людей этих двух народов есть торговые аспекты, то есть люди, живущие вдоль границы, договариваются с пограничниками и ведут свой бизнес. Почему такой бардак и беспорядки творятся у границы наших дорогих соседей.
Примечательно, что здравую струю пытались внести немногие, судя по источникам, россияне. Они призывали одуматься, остановить кровопролитие, но на общем фоне это звучало, как глас вопиющего в пустыне.
Некоторые писали о том, что совсем недавно таджики и кыргызы были братскими народами. Но таких с порога отвергали, типа «не братья мы, и никогда не были». Ничего не напоминает?
Современные онлайн-технологии опасны тем, что влиять на настроения больших масс людей можно не выходя из своего кабинета. Даже пресловутые «печеньки» разносить уже не требуется — хоть копеечная, да экономия. Рассорить две страны? Не вопрос, дайте широкополосный интернет и инструкции на все варианты общения.
Однако в заявлении Пограничной службы Кыргызстана в ночь на 12 апреля говорится, что таджикские пограничники «проигнорировали требования кыргызских пограничников» и «прошли через кыргызскую границу примерно на 20 метров вглубь». Кыргызская сторона заявила, что открыла огонь «для предупреждения с воздуха», а таджикские пограничники открыли огонь по кыргызским пограничникам. «После переговоров стрельба прекратилась».
Тем более что определенный опыт в данном плане у казахстанских военных наработан, пусть на южной границе, с Афганистаном, но в те годы это было гораздо опаснее. Легендарный «Казбат» в Калаи Хумбе до сих пор вспоминают добрым словом и стар и млад.
У азиатских народов до сих пор жива традиция «хашар», изрядно поблекшая в последнее время, но пока сохранившаяся. Это когда какую-то трудную и масштабную задачу решают сообща, всем миром. Не пора ли объявить центральноазиатский хашар, чтобы в многострадальном приграничье перестали гибнуть люди? Пока не стало поздно.
Абдуалиева З.У. — доцент кафедры русского языка ТГУПБП