К вопросу о территориальных претензиях Киргизии к Таджикистану после распада СССР
После распада СССР остались многочисленные территориальные споры между бывшими его республиками, как в самой России, так и на Кавказе, и на территории Центральной Азии. Эти территориальные споры были заложены в ходе территориального размежевания Средней Азии по национальному признаку еще в 1924 году в результате чего было образовано Кара-Киргизская автономная область, входивший в состав РСФСР, граница которого с Узбекской ССР (Таджикистан как автономная республика входила в состав Узбекистана) было определено четко, обозначено в карте и скреплена печатью ЦИК СССР и подписана секретарем ЦИК Янукидзе, красным карандашом 17 марта 1927 года.
Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день основная причина конфликтов в данном регионе происходит по вине киргизской стороны из-за их амбициозных и не подтверждающих фактами территориальных претензий к Таджикистану и всячески препятствующий определить четкую границу между обеими республиками. И даже дело доходит иногда до такого абсурда, что некоторые лжеисторики соседней страны всячески доказывают древность своего народа и тем самым предъявляют территориальные претензии Республике Таджикистан. Они даже откровенно претендуют на Джиргаталь, Мургаб и даже город Худжанд, и забывают, что до территориального размежевания Средней Азии киргизы как кочевой народ не имели ни одного города и не вели городской образ жизни.
Следует отметить, что некоторые киргизские историки, например, как профессор Кыяс Молдокасымов, говоря о древности своего народа, однако он забывает о своей прародине, где в средние века жили его предки. По сведениям Рашид ад-Дина, автора известного сочинения о монгольских нашествиях «Джамеъу-т-таварих», киргизские племена в средние века жили на западной части территории современной Монголии и в истоках реки Енисей (Онасой) нынешней территории России. Он в своем сочинении указывает, что осеню 1207 года Чингисхан вторично вступил в войну против племен области Тангут, которую монголы называли Кашин. Он покорил всю эту область и обратно вернулся победителем и удовлетворенным. В том же году Чингисхан отправил послов к киргизам с требованием подчиниться ему. Оба эмира киргизов изъявили покорность, прислали Чингисхану своих представителей с белым соколом в качестве подарка и подчинились ему. (Рашид ад-Дин. «Джамеъу-т-таварих», т. 1, кн.2, с. 151.)
Так, по утверждению видных советских историков-востоковедов, таких как академика Бартольда, (Бартолд В. В., Киргизы, Исторический очерк. Сочинения, М. 1963, 1 т. часть1 с. 65), С. М. Абрамзона («Народные предания, как источник изучения этнической истории киргизов Центрального Тяншана», этническая истории народов Азии — М. Наука, 1972), Х. Шарипова (Ҳ. Шарифов, «Тоҷикони бурунмарзӣ», Хуҷанд, 1999, с. 148) и др. киргизские племена переселились со северной части Тяньшана на Восточном Туркестане, Восточном Памире, Ферганы и Каратегина в результате завоевательных войн кальмак — ойратов только в XVIII-XIX веках. Поэтому утверждения киргизского профессора Кыяса Мольдокасымова о том, что в окрестности Ходжента, а также Мургаба и Джиргаталя «издревле был заселен киргизами» не имеет под собой никакой научной почвы. Даже Бабур Мирза в своей книге «Бабур-наме» писал следующее: «К юго-западу от Маргиана еще один город Исфара. Он стоит у подножья горы… Плодов там много, но в садах большинство деревья миндальные. Все жители Исфары сарты и говорят по персидский. В области Исфары четыре булука, расположенных у подножья гор. Один называется Исфара, другой Варух, третий Сох и четвертый Хушьяр». Здесь о проживание киргизов и других тюркоязычных племен вообще не идет и речи.
С другой стороны утверждения Кыяса Мольдокасымова о том что в сочинение известного средневекового таджикского историка «Маджма ат-Таварих» «…земли вокруг Худжанда с той стороны, с этой – земли Мургаба, Джергатала обозначены как киргизские» является очень далеко от истины. В этом сочинении вообще речь не идет о киргизах, которые в то время не проживали на территории Средней Азии.
Справедливости ради надо отметить, что исторически в этом районе в том числе в окрестностях Ходжента киргизы как кочевой народ никогда не вели оседлой образа жизни, а, следовательно, происхождение слова Худжанд от тюрского корня является беспочвенными, а Ворух никогда не был анклавом, а Танги Ворух и селения Аксай во всех существующих картах обозначены на территории Республики Таджикистан. Кроме того, согласно документам, находящимся в администрации киргизского села Аксай, до 1975 года ни один житель не зарегистрирован как родившийся в этом селе, следовательно, этого селения с киргизскими жителями до 1975 года как такого не существовало.
Из вышеизложенного вытекает бесспорный вывод о том, что киргизское село Аксай появилось на территории Республики Таджикистан после 1974 года в результате конфликта между населением села Ворух и несколькими киргизскими семьями, проживавшими в селе Танги Ворух. После тщательного расследования данного конфликта в 1975г. Генеральная прокуратура СССР постановила: исключить экстерриториальность киргизского населения, проживающего на территории Таджикской ССР и необходимость перевода их в административное подчинение Исфаринского района.
Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что территориальные претензии кыргызской стороны относительно селения Ворух на территории Таджикистана, а Сох на территории Узбекистана являются по сути своей беспочвенными, а на самом деле кыргызская сторона стремиться взять в свои руки основные источники питьевой и поливной воды в этих районах, путем создания искусственных анклавов вокруг данных селений.
Дустов Д.К.-доцент кафедры истории таджикского народа ТГУПБП,
Нурмахмадов Ю.-доцент кафедры история таджикского народа ТГУПБП